Уголок шахматиста

Самоучитель по игре в шахматы

ГлавнаяВ раздел
 

ХОД КОНЯ

Ход коня наиболее труден для изучения. Ход коня напоминает букву Г, поворачиваемую в разные стороны. Конь ходит (и берет фигуры противника) в любую сторону на третье (считая поворот вбок) поле от первоначального места, становясь всегда на поле иного цвета, нежели исходное. Особенность хода коня по сравнению с ходами прочих фигур в том, что конь может миновать стоящие на его пути свои или чужие фигуры, перепрыгивать через них, причем они остаются на своих местах. Например, в исходной позиции (см. диагр. 2) белый конь с поля b1 может пойти на а3 или с3, белый конь g1 может прыгнуть на поля f3 или h3, черный конь b8 — на аб или сб, черный конь g8 — на f6 или h6.

Белый конь на диагр. 11 может с поля е5 пойти на поля с4 или с6, 67, f7, g6, g4, f3, d3 — на любое из восьми полей. Черный же конь с углового поля h1 может прыгнуть только на два поля — f2, g3. Из этого видно, насколько больше возможностей у коня, стоящего в центре доски.

Посмотрите на диагр. 12. Там белый конь с поля е5 может пойти на обозначенные точками поля с4, с6, g6 или может побить черную ладью, черного слона или черную пешку d7. Брать же белую ладью или белого слона белый конь не имеет права. Черный конь с поля el может пойти на помеченные крестиками поля с2 или g2 или взять белую ладью. Бить же черного слона черный конь, конечно, не может.

Движения шахматного коня поражают своим разнообразием. Посмотрите на диагр. 11. Предположим, требуется перевести коня h1 на поле а8. Это можно сделать

миллионами путей! Из этого астрономического количества маршрутов приведу хотя бы два: Kh1— g3—e4—c5— а6—с7—а8. Или Kh1— f2— dl—Ь2—а4—Ь6—а8. Советую и вам попрактиковаться в управлении конем, найдя с полусотню подобных маршрутов по тракту а8—h1. Замечательная маневренность коня и его способность перепрыгивать через чужие или свои фигуры уравновешивают его недостаточную дальнобойность по сравнению со слоном и делают коня исключительно ценным в некоторых позициях — для атаки, для проникновения в лагерь противника.

В. Панов. Первая книга шахматиста

 

  1. О шахматной игре (Введение)

  2. Краткая история шахматной игры

  3. Основные правила шахматной игры

  4. Первый совет начинающему

  5. Названия шахматных фигур и расстановка их на доске

  6. Цель и порядок игры

  7. Обозначение полей. Запись позиций и ходов

  8. Ходы шахматных фигур

  9. Ход ладьи

  10. Ход слона

  11. Ход ферзя

  12. Ход коня

  13. Ход короля

  14. Ход пешки и ее превращение в любую другую фигуру того же цвета

  15. Рокировка

  16. Сравнительная сила фигур

  17. Шах. Вскрытый шах. Двойной шах. Мат

  18. Сдача партии. Пат. Вечный шах. Ничья

  19. Как записать партию и читать шахматные книги

  20. Примерные партии

  21. Как дать мат одинокому королю

  22. Мат ферзем

  23. Мат ладьей

  24. Мат двумя слонами

  25. Спортивные правила и советская спортивная этика

  26. Устаревшие и несуществующие «правила»

  27. Комбинационная и позиционная игра. Основные понятия

  28. Типичные комбинации и поучительные примеры из практических партий с комментариями 1 2 3

  29. Шахматные задачи 1 2 3

  30. Решение задач

  31. Эндшпиль и типичные окончания

  32. Одинокий король против проходных пешек, не поддержанных своим королем. Правило квадрата. Правило семи

  33. Король и пешка против короля

  34. Ферзь против пешки

  35. Ладья и пешка против ладьи

  36. Ферзь против ладьи

  37. Избранные эндшпильные позиции

  38. Другие окончания

  39. Шахматные этюды

  40. Задачи и этюды, которые решал Ленин

  41. Решение шахматных этюдов

  42. Решения из раздела «Задачи и этюд, которые решал Ленин»

  43. Цветы шахматного юмора

 
© 2008 Уголок шахматиста