Уголок шахматиста

Самоучитель по игре в шахматы

ГлавнаяВ раздел
 

РОКИРОВКА

Во всех рассмотренных правилах строго соблюдался закон: очередной ход белых или черных всегда делался какой-то одной фигурой. Исключением является рокировка. Она заключается в том, что один раз на протяжении всей партии каждый из противников имеет право сделать одновременный, совместный ход королем и ладьей.

Рокировка происходит так: короля переставляют на два поля по направлению к ладье, после чего ладью переносят через короля и ставят на соседнее с ним поле.

рокировка в шахматах

Стало быть, перестановка короля на два поля обязательно влечет за собою и перестановку ладьи.

Рокировка на королевском фланге называется короткой рокировкой, рокировка на ферзевом фланге — длинной. На диагр. 16 показано положение белых и черных фигур до рокировки, на диагр. 17 та же позиция, но после рокировки, причем белые совершили короткую, а черные — длинную рокировку. На диагр. 18 белые совершили длинную, а черные — короткую рокировку.

Смысл рокировки состоит в том, чтобы перебросить короля в безопасное место — под защиту пешек королевского или ферзевого фланга и заодно быстро ввести ладью в игру (как говорят шахматисты, развить ее). Рокировку следует делать по возможности скорее (в начале партии, примерно между пятым и десятым ходами), так как иначе король, застрявший в центре, тормозит развитие собственных фигур и легко попадает под атаку.

Рокировать нельзя хотя бы при одном из следующих условий:

1) если король или ладья уже делали ход (даже если они потом вернулись на свои первоначальные места). Если ходил король, рокировка невозможна ни в ту, ни в другую сторону. Если ходила только одна из ладей, а король не ходил, рокировка невозможна лишь в ту сторону, где находится ходившая уже ладья;

2) если между королем и ладьей стоят свои фигуры или фигуры противника;

3) если король в момент намеченной рокировки атакован фигурой противника. Предположим, что на диагр. 16 на поле b5 стоял бы белый слон, нападая на черного короля. Тогда черные не имели бы права рокировать;

4) если король после предполагаемого совершения рокировки попал бы на поле, находящееся под ударом фигуры противника;

5) если король при рокировке должен пройти через поле, атакованное фигурой противника. Однако если через такое поле должна пойти лишь ладья или если даже она сама атакована в момент рокировки, то рокировать можно.

На диагр. 19 наглядно показаны два первых условия, при которых рокировка воспрещена.

Одна белая ладья на диагр. 19, очевидно, уже ходила, так как она стоит не на h1, а на g1 — и, стало быть, короткая рокировка для белых невозможна.

Но и длинную рокировку белые не могут совершить, так как на d1 стоит черный слон. Белые король или ладья могут взять этого слона в обычном порядке, но не могут взятие совместить с рокировкой.

Черный король на диагр, 19 тоже не может рокировать ни в одном направлении. Одна ладья уже покинула начальную стоянку, а между королевской ладьей и королем затесался белый конь.

На диагр. 20 отражены четвертое и пятое условия, при которых рокировка невозможна. Белый король на диагр. 20 не может совершить короткой рокировки, так как должен миновать поле gl, находящееся под ударом черного слона d4. Однако длинная рокировка для белых возможна, хотя слон d4 атакует ладью a1, да и поле b1 под ударом слона е4. Черные не могут делать длинной рокировки, так как их король должен был бы пересечь поле d8, находящееся под ударом белого коня. Но они могут сделать короткую рокировку, хотя ладья b8 атакована конем.

 

В. Панов. Первая книга шахматиста

 


  1. О шахматной игре (Введение)

  2. Краткая история шахматной игры

  3. Основные правила шахматной игры

  4. Первый совет начинающему

  5. Названия шахматных фигур и расстановка их на доске

  6. Цель и порядок игры

  7. Обозначение полей. Запись позиций и ходов

  8. Ходы шахматных фигур

  9. Ход ладьи

  10. Ход слона

  11. Ход ферзя

  12. Ход коня

  13. Ход короля

  14. Ход пешки и ее превращение в любую другую фигуру того же цвета

  15. Рокировка

  16. Сравнительная сила фигур

  17. Шах. Вскрытый шах. Двойной шах. Мат

  18. Сдача партии. Пат. Вечный шах. Ничья

  19. Как записать партию и читать шахматные книги

  20. Примерные партии

  21. Как дать мат одинокому королю

  22. Мат ферзем

  23. Мат ладьей

  24. Мат двумя слонами

  25. Спортивные правила и советская спортивная этика

  26. Устаревшие и несуществующие «правила»

  27. Комбинационная и позиционная игра. Основные понятия

  28. Типичные комбинации и поучительные примеры из практических партий с комментариями 1 2 3

  29. Шахматные задачи 1 2 3

  30. Решение задач

  31. Эндшпиль и типичные окончания

  32. Одинокий король против проходных пешек, не поддержанных своим королем. Правило квадрата. Правило семи

  33. Король и пешка против короля

  34. Ферзь против пешки

  35. Ладья и пешка против ладьи

  36. Ферзь против ладьи

  37. Избранные эндшпильные позиции

  38. Другие окончания

  39. Шахматные этюды

  40. Задачи и этюды, которые решал Ленин

  41. Решение шахматных этюдов

  42. Решения из раздела «Задачи и этюд, которые решал Ленин»

  43. Цветы шахматного юмора

  
© 2008 Уголок шахматиста