Уголок шахматистаСамоучитель по игре в шахматы |
||
![]() ![]() |
||
ПРИМЕРНЫЕ ПАРТИИДля полного усвоения изученных правил переиграйте не спеша (а еще лучше — по нескольку раз!) приводимые ниже тридцать коротких партий. Они кончаются матом почти тотчас по окончании дебюта и содержат грубые промахи, характерные для начинающего или слабо играющего шахматиста. Постарайтесь запомнить эти ошибки, чтобы самим не повторять их, а при случае использовать подобный же промах партнера. Сильные и слабые ходы отмечены оценочными знаками (! или ?), а в примечании к решающей ошибке указано, как следовало играть. Иногда вопросительные знаки поставлены не только к ходам побежденного, но и к ходам победителя. Почему? Потому, что хотя данный ход как будто бы привел к победе, но на самом деле он был плохим, рассчитанным лишь на ошибочный ответ. При правильной же защите партнера этот ход оказался бы бесполезным, а то и невыгодным. Такие ходы называются ловушечными. № 1. 1. е2—е4 е7—е5 2. Cfl—c4 Cf8—с5 3. Odl— h5? КЬ8—с6?? (Правильно 3 . . . Фе7!) 4. Фh5 : f7X. № 2. 1. е2—е4 е7—е5 2. Kgl—f3 d7—d6 3. Cfl—c4 Cc8—g4 4. c2—сЗ Кb8—сб 5. Фdl—b3 Cg4 : f3?? (Правильно 5 . . . Ka5) 6. Cc4 : f7+ Kpe8—e7 7. ФbЗ— еб Х. № 3. 1. e2—e4 e7—e5 2. Kgl—f3 Kb8—с6 3. Cfl— c4 C?8—c5 4. c2—c3 Kg8— f6 5. d2—d4 Cc5—b6? (Правильно 5 . . . ed 6. cd Cb4+) 6. d4 : e5 Kf6 : e4 7. Фdl—d5 Ke4: f2?? 8. Фd5 : f7X. № 4. 1. e2—e4 e7—e5 2. Kgl—f3 Kg8—f6 3. Kf3 : e5 Kf6 : e4? 4. Cfl—c4? (Следует играть З. Фе2, и нельзя 4 . , . Kf6 из-за 5. Кс6+ с выигрышем ферзя) 4 . . . Cf8—с5 5. Ке5 : f7? (Правильно 5. d4) 5 . . . Фd8— h4! 6. 0—0 Сс5 : f2+ 7. Kpg1—h1?? Ke4—g3X. № 5. 1. e2—e4 e7—e5 2. Kgl—e2 Cf8—c5 3. f2—f4 Фd8—f6 4. c2—сЗ Кb8—сб 5. g2—g3? (Правильно 5. d4! ed 6. e5!) 5 . . . Kg8-h6! 6- Cfl-g2 Kh6-g4 7. Лh1— f1 Kg4 : h2 8. f4 : e5?? Фf6: fl+H 9. Cg2: fl Kh2— f3X № 6. 1. e2—e4 e7—e5 2. Kgl—f3 d7—d6 3. Cfl—c4 Cc8—g4 4. Кb1-с3 g7—g6? (Правильно 4 . . . Kf6) 5. Kf3 : e5!I Cg4 : d1?? (Следовало играть 5 . . . de, соглашаясь на потерю пешки, но избегая мата) 6. Сс4 : f7+ Кре8—е7 7. Кс3— d5x. Эта комбинация, впервые проведенная в партии Легаль — Керми (Париж, 1750 г.), известна с тех пор как «мат Легаля». Она постоянно встречается в схожих позициях, и ее надо запомнить. № 7. 1. е2—е4 d7—d5 2. е4 : d5 Фd8 : d5 3. Кb1—с3 Фd5—d8 4. d2—d4 Kb8—сб 5. Kgl—f3 Cc8—g4 6. d4—d5_ Kc6—e5?? (Правильно 6 . . . Kb8) 7. Kf3:e6!! Cg4 : d1 8. Cf 1—b5+ с7—сб 9. d5 : сб Фd8—c7 10. сб : b7+ Kpe8 — d8 11. Ke5: f7X. № 8.1. e2—e4 e7- e5 2. d2— d4 e5 : d4 3. c2—c3 d4 : c3 4. Cfl—c4 c3 : b2 5. Ccl : b2 d7—d5 6. Cc4 : d5 Cf8—b4+ (K упрощению игры ведет 6 . . . Kf6 7. С : f7-f Kp : f7 8. Ф : d8 Cb4-h 9. Фd2 С: d2+) 7. Kpe1—f1 Kg8— f6 8. Фdl—a4+ Kb8— сб 9. Cd5 : c6+ Ь7 : сб 10. Фа4 : Ь4?? (Следовало играть 10. КсЗ!) 10 . . . Фd8—d1+ 11. Фb4—e1 Cc8— a6+ 12. Kgl—е2 Са6 : е2+ 13. Крf1— gl Фdl : e1X. В заключение раздела привожу забавную вымышленную партию из рукописной каталонской поэмы о шахматах. Поэма была написана в восьмидесятых годах XV века. В ней Марс играет белыми с Венерой. Подчеркиваю, что речь идет о римских богах, а то читатель может подумать, что ему на рассмотрение предлагается партия, игранная между шахматистами двух планет или между экипажами двух советских космических экспедиций. Боги, скажем прямо, играли неважно, но пятьсот лет назад не было шахматных учебников, выходящих массовыми тиражами. № 30. 1. е2—е4 d7—d5 2. е4 : d5 Od8 : d5 3. Kbl—сЗ Od5-d8 4. Cfl—c4 Kg8—f6 5. Kgl— f3 Cc8—g4?? (Грубая ошибка. Теперь у белых был выбор между ловушечным ходом 6. Ке5!, и если 6. . . С: dl?, то 7. С : f7X, и продолжением, ведущим к выигрышу пешки: 6. С : 17+ Кр : 17 7. Ке5+ Кре8 8. К : g4) 6. h2—h3? Cg4 : h3 7. Фdl : f3 e7—e6? 8. Фf3 : b7 Kb8—d7 9. Kc3— b5. Лa8—c8?(Правильно 9... Cd6) 10. Kb5 : a7 Kd7—b6? (Лучше 10. . . Лb8) 11. Ka7: c8 Kd6:c8 12. d2—d4 Kc8— d6 13. Cc4—b5+ Kd6 : b5 14. Фb7 : Ь5+ Ki6-d7 15. d4— d5! e6 : d5 16. Ccl—e3 Cf8— d6 17. JIa1—dl Фd8—f6 18. Лd1 : d5 Фf6—g6 19. СеЗ—f4 Cd6 : f4 20. Фb5 : d7+ Кре8—f8 21. Фd7—d8X. Мат 47 способами. Ладья b2, отходя на все возможные для нее поля, дает четырнадцать матов, слон d5 имеет одиннадцать матовых ходов, ферзь с5 дает, шесть матов, конь f5 — семь матов. Пешка а7, беря коня, становится ферзем или слоном и дает два мата, пешка b7, превращаясь в ферзя или слона, дает два мата. Пешки d7 и f7 берут слона и превращаются в ферзя или ладью, т. е. дают мат каждая двумя способами. И возможен еще мат пешкой d3, продвинувшейся на d4. |
|
|