Уголок шахматиста

Самоучитель по игре в шахматы

ГлавнаяВ раздел
 

ТИПИЧНЫЕ КОМБИНАЦИИ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ С КОММЕНТАРИЯМИ - 2

Следующие два примера более сложны, но основаны на тех же идеях насильственного вытаскивания короля из убежища.

 

В позиции на диагр. 124 для осуществления этой идеи требуется жертва даже двух фигур: 1. Фh8+М Kp : h8 2.g7+ Kpg8 3.Ch7+I! Kp: h7 4. g8Ф x.

На диагр. 125 к победе ведет изящная жертва ферзя: 1.Л : е6 Л : е6 2.Фg6+l! Л : g6 3.hg+ Kph8 4.Kf7x.

Иногда идея завлечения применяется к ценной фигуре противника, обычно — к ферзю. На диагр. 126 следует 1. С : f6+ Kp : f6 2. Фh4+ Kpf7 З.Ф : d8. После хода 1.Лс7 на диагр. 127 черные оказываются перед неприятным выбором: потерять ферзя путем 1. . .Ф : с7 2. Л : h6+ gh 3.Ф : с7 или получить мат путем 1. . . Фb8 (Или 1. . .Фа6) 2. Л : h6+ gh (или 2. . .Кh7 3.Л :h7+) 3. Фе5+ Лg7 4.Ф:g7x. С большим блеском завлечение короля в матовую сеть было осуществлено в следующих четырех примерах из практических партий. В позиции на диагр. 128 из партии Блекберн — Хенэм, 1889 г. последовало 1. Ф : h7+ Кр : h7 2. ЛЬЗ+ Kpg7 3.Сh6+ Kph8 4. С : f8 X. А в партии двух белорусских любителей Борсяк — Кизилов, сыгранной в 1962 г. (диагр. 129), черные осуществили красивый, чисто задачный мат: 1.,. Лfl+! g. Л : fl Фh1+1! 3.Кр : h1 Л : flX.

Эффектно закончили свои партии великие русские шахматисты в следующих примерах. В позиции на диагр. 130, из партии Чигорин — Шифферс, 1880 г. последовало 1. Ф : е7+!! Л : е7 2. Л : е7+ Лf7 (Или 2 . . . Kpg8 3. Сс4+ Лf7 4. Ле8+ Kpg7 5. Ке6х) 3. Ке6+ Kpg8 4. Ле8+ Лf8 б. Л : f8X.

Позиция на диагр. 131 взята из партии Алехина, игравшего в сеансе одновременной игры вслепую с Фрименом. В ней последовало 1. Ле8+ Kf8 2. Kh6+I Ф : h6 (Или 2 . . . Kph8 3. Л : f8X) 3. Л : f8+! Kp:f8 4.Фd8Х.

Переходим к типичным комбинациям, основанным на родственной идее с предыдущими: отвлечение неприятельской фигуры от защиты своего короля или от защиты другой ценной фигуры (обычно — ферзя). Идея эта очень распространенная и обычно соединяется с другими идеями, как, например, мат на последней (первой) горизонтали и т. п.

Сначала рассмотрим простейшие типичные комбинации, где идея отвлечения дана в «химически чистом» виде.

В позиции на диагр. 132 решает ход 1. Ле8! с неизбежным матом на g7. В позиции на диагр. 133 та же идея дана в иной форме: Фf6! Ф : f6 2. Л : е8Х.

В следующих примерах в результате отвлечения страдает уже не король, а ферзь. На диагр. 134 следует 1. Лh7+! Кр : h7 2. Ф : f7+ Kph6 3. Ф : е8.

На диагр. 135 решает 1. Ле8+! Л : е8 (Или 1 . . . Крh7 2. Фh4+ с нападением на ладью d8) 2. Ф : d5.

На диагр. 136 выигрывает «тихий ход» 1. Лс8 Ф : с8 2. Фh8+ Kpf7 3. Ф : с8. Более сложная идея отвлечения дана на диагр. 137: 1. С : f7+ Ф : 17 2. Лп8+  2. Кр : h8 3. Ф : f7, после чего выигрыш для белых нетруден.

Интересны следующие два примера. На диагр. 138 черный ферзь отвлекается от защиты короля жертвой ладьи: 1. Л : а5+! Ф : а5 2. Фс4+ Кра7 3. Фf7+ Кра8 4. Фb7Х.

На диагр. 139 приведена забавная позиция, где у черных две лишние пешки, но именно они и служат причиной поражения. Белые проводят остроумный типичный маневр: 1. Фd7+ Фb5 (Или 1 . .. b5? 2. Фd1+) 2. Ф(14+Фb4 3. Фс13!!, и в случае 3 . . .Фb5 следует 4. Фа3 X, а на отступление ферзя по четвертой горизонтали следует 4. Фb3 X. Поучительный эндшпиль!

В позиции на диагр. 140 белые форсируют выигрыш слона путем 1. Cd4+ Cf6 2. Фс4! Ф : с4 (иного спасения от мата или потери ферзя нет) 3. С : f6+ Kpg8 4. С : с4+.

Позиция на диагр. 141 возникла в партии Бернштейн — Капабланка в 1914 г. Черные сыграли 1 . . . ФЬ2 (Плохо 1 . . .Фb1+ 2. Фf1 Лd1? из-за 3. Лс8Х). Бернштейн сдался. Здесь тонкость в том, что на естественный ответ 2. Лс2 последует 2 . . .Фb1 +, и белые вынуждены отойти ферзем на f1, оставив ладью без защиты.

В партии Чигорин —Стейниц из матча 1892 г. (диагр. 142) белые сыграли 1. Л:Ь4, отвлекая ферзя от защиты пункта с6. Стейниц сдался. Если 1 . . . Ф : b4, то 2. Ф : с6+ На диагр. 143 позиция, в которой пятнадцатилетний Алехин, игравший против Кенлейна в 1908 г. в международном «турнире любителей», одержал победу ходом 1. Ф : d6! Кенлейн сдался, так как на 1 ... cd последовало бы 2. Kf7+ Л:f7 3.Ле8+Лf8 4.Л : f8X. Идея отвлечения или завлечения фигур противника часто используется для проведения пешек в ферзи, как показывают следующие примеры.

В позиции на диагр. 144 последовал фейерверк жертв:

1. JIh5+l Кр : h5 2. Ф : f5+ Крh6 3. Ф : е4 Л : е4 4.d7, и пешку нельзя задержать.

Позиция на диагр. 145 получилась в одной из партий югославского гроссмейстера Видмара, игравшего белыми. Он сыграл: 1. f5+ gf 2. gf+ Kpd6 3. Л : b4! Л : b4 4. Сс5+!! (Отвлекающий ход. Король становится на единственную «жизненно важную» вертикаль!)

4 , . . Кр : с5 5. с7. Черные сдались.

В позиции на диагр. 146 Капабланка, игравший белыми, провел типичную комбинацию: 1. Фе5+ Kph8 2. Ф:d6 Ф:d6 3. с7.

Часто жертвуется фигура, чтобы пешка могла двинуться вперед с двойной возможностью превратиться в ферзя. Схема этой типичной комбинации на диагр. 147: 1. Ле8+! К : е8 2. d7. А как она применяется еще в дебюте, показано на стр. 241 в партиях 43 и 44.

В заключение обзора комбинаций на «отвлечение» рассмотрите поразительнб проведенное Адамсом окончание против Торре, игравшего черными. В позиции на диагр. 148 последовало: 1. Фg4! Фb5 (Здесь и далее нельзя брать ферзя из-за мата на е8) 2. Фс4!! Фd7 3. Фс7!!

(Игра в поддавки!) 3 . . . Фb5 4. а4! Ф : а4 5. Ле4! Фb5 (И ладья неприкосновенна!) 6. Ф : b7! Торре сдался.

Следующая серия примеров посвящена очень актуальной идее связки. Даже в дебютах, в аналогичных приведенных на диагр. 149 позициях, постоянно применяется при ошибочном, преждевременном ходе g7—g5 такая типичная комбинация: 1. К : g5! hg 2. С : g5 Ле8 (Иначе нет защиты от угрозы Kd5 с немедленным выигрышем) 3. Kd5 Ле6 4. f4 с дальнейшим f4 : е5 и К : f6+.

В позиции на диагр. 150 следует 1. Ф : f7+!! Л : f7 2. Ле8 X. К неизбежному мату на диагр. 151 ведет ход 1. Фg6!! В позиции на диагр. 152 идея связки ведет к выигрышу слона путем 1. Л : d5! Л : d5 2. е4! Kpd6 3. С : d5. Без ладьи и качества белые форсируют ничью на диагр. 153: 1.Л : d5! Л: d5 2. Крс4!!, после чего ходят слоном по диагонали h1—е4 до тех пор, пока черный король не уйдет с поля с6, оставив ладью d5 на произвол судьбы. Тогда следует С : d5 с ничьей, так как ладья и король против слона и короля не выигрывают.

В позиции на диагр. 154 белые добиваются победы типичным маневром: 1 .Cf6 g6 2. Фhб с неизбежным матом. К выигрышу качества ведет на диагр. 155 типичный маневр 1. Ch6, поскольку ответ 1 . . . g6 2. С : f8 Kp : f8 вынужден под угрозой мата.

Классическим примером решающей позиционной связки без каких-либо жертв является позиция на диагр. 156, получившаяся в партии Алехин — Нимцович, 1930 г. Черный конь связан белым слоном, и наращивание нажима белых фигур на критический пункт с6 решает исход борьбы: 1. Лас1 Лаb8 2.Фе3 Лс7 3. Лс3 Фd7 4. Л1с2 Kpf8 5. Фс1 Лbс8 6. Са4! (С неотвратимой угрозой b4— b5) 6. . . b5 (Чтобы успеть подвести черного короля к ладьям) 7. С : b5 Кре8 8.Са4 Kpd8 9. h4!! Черные сдались. Как писал Алехин: «После нескольких не имеющих значения ходов пешками черные будут вынуждены отвести ферзя на е8, и тогда ход b4— b5 выигрывает фигуру».

Идея связки позволила известному немецкому гроссмейстеру Тейхману, игравшему белыми, добиться изумительно красивого выигрыша в позиции на диагр. 157. Последовала серия остроумных жертв: 1. Л : h6!! К : h6 2. Фg5! (С угрозой Фd8+) 2 . . . Kf7 3. Фd8+!! (Все-таки!) 3 . . . К : d8 4. h6! Теперь, хотя у черных после

4 ... bc будет колоссальный перевес в виде ферзя, ладьи и трех легких фигур, они получат мат: 5. . . h7+Kp:h7 6. g8Ф+ Kph6 7. Лh1 + Kh3 8. Л :h3X.

Теперь перейдем к идее прорыва, которая особенно часто встречается в энд шпиле, как показывают первые три примера. В позиции на диагр, 158 следует 1. bб! ab 2. c6!! be 3. а6, и пешка проходит в ферзи. Или 1. . . cb 2. а6!! bа 3. с6.

Аналогичен способ выигрыша на диагр. 159: 1. b6! ab 2. а6! Сb8 3. a7! С : а7 4. с7 и 5. с8Ф.

Красиво выиграл прорывом Нимцович в 1921 г., игравший черными против Лунда. На диагр. 160 последовало 1. . . b4! 2. ab (Иначе 2 . . . с3+ по образцу прорыва на диагр. 158) 2 . . . Л : h4! 3. gh g3! 4. fg c3+!

5. be а3, и пешка проходит в ферзи. Какая именно — зависит от решения белых, но после 6. Kpc1 Кр:е3 «хрен редьки не слаще»!

Позиция на диагр. 161 получилась в партии Панов — Загорянский (1945 г.). Белые ценою ладьи организовали пешечный прорыв на королевском фланге: 1. Лg5! hg (Вынужденно, так как на 1 . . . Лg8 следует 2. Лg6! с той же идеей) 2. h.6 b4 3. h7 bc+ 4. Kpcl Лаb2 5. Л : b2 cb+ 6. Крb1 Са4 7. Cd1! (Ошибочно 7. h8Ф?? из-за 7... С : с2+ 8. Кр : с2 b1Ф+) 7... f3 8. h8Ф. Черные сдались.

Алехин, игравший черными против Тореса (1922 г.), в позиции на диагр. 162 провел блестящий прорыв в центре с эффектным матовым финалом на фланге: 1. . . d4! 2. cd cd 3. С : d4 С: d4 4 Л: d4 Л : d4 5. K:d4 Ф : h3!! 6.gh Kf2++ 7. Kpg1 K : h3X.

Многие типичные комбинации и маневры основаны на идее цугцванга, на необходимости атакуемому делать проигрывающий ход. Более двухсот лет назад Стамма составил такую позицию, часто встречающуюся на практике (диагр. 163): 1. Ле1+Лb1 2. Лс1! Л: c1 + (К той же финальной позиции приводит и ход 2. . . h5 _3. gh) 3- Кр : cl h5 4. gh g4 5. h6 g3 6. h7 g2 7. h8ФХ. В одной из партий Рубинштейн, игравший белыми, так забавно форсировал мат в позиции на диагр. 164: l.Лb3+!! gh+ 2.Kpf3 g4+ 3. Kpf4 g3 4. hgX.В позиции на диагр. 166 выигрывает фигуру маневр 1. Фf5, а чтобы спастись от мата, черные вынуждены согласиться на 1 . . . g6 2.Ф : f6+.

В. Панов. Первая книга шахматиста

 


  1. О шахматной игре (Введение)

  2. Краткая история шахматной игры

  3. Основные правила шахматной игры

  4. Первый совет начинающему

  5. Названия шахматных фигур и расстановка их на доске

  6. Цель и порядок игры

  7. Обозначение полей. Запись позиций и ходов

  8. Ходы шахматных фигур

  9. Ход ладьи

  10. Ход слона

  11. Ход ферзя

  12. Ход коня

  13. Ход короля

  14. Ход пешки и ее превращение в любую другую фигуру того же цвета

  15. Рокировка

  16. Сравнительная сила фигур

  17. Шах. Вскрытый шах. Двойной шах. Мат

  18. Сдача партии. Пат. Вечный шах. Ничья

  19. Как записать партию и читать шахматные книги

  20. Примерные партии

  21. Как дать мат одинокому королю

  22. Мат ферзем

  23. Мат ладьей

  24. Мат двумя слонами

  25. Спортивные правила и советская спортивная этика

  26. Устаревшие и несуществующие «правила»

  27. Комбинационная и позиционная игра. Основные понятия

  28. Типичные комбинации и поучительные примеры из практических партий с комментариями 1 2 3

  29. Шахматные задачи 1 2 3

  30. Решение задач

  31. Эндшпиль и типичные окончания

  32. Одинокий король против проходных пешек, не поддержанных своим королем. Правило квадрата. Правило семи

  33. Король и пешка против короля

  34. Ферзь против пешки

  35. Ладья и пешка против ладьи

  36. Ферзь против ладьи

  37. Избранные эндшпильные позиции

  38. Другие окончания

  39. Шахматные этюды

  40. Задачи и этюды, которые решал Ленин

  41. Решение шахматных этюдов

  42. Решения из раздела «Задачи и этюд, которые решал Ленин»

  43. Цветы шахматного юмора

 
© 2008 Уголок шахматиста