Уголок шахматистаСамоучитель по игре в шахматы |
||
![]() ![]() |
||
ТИПИЧНЫЕ КОМБИНАЦИИ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ С КОММЕНТАРИЯМИ - 1В каждой комбинации можно различить три стадии: 1. Мотив комбинации, то есть те отрицательные особенности позиции противника, которые позволяют с выгодой провести жертву и как бы подсказывают творческой фантазии шахматиста, в каком направлении ей работать. Например, в позиции на диагр. 58 черного короля прикрывала только защищаемая им самим пешка g7. Если бы ее не было, король превратился бы в великолепную дичь. Хорошо бы организовать охоту на его величество! Но как? — задает себе вопрос мастер, обдумывая такую позицию. 2. Идея комбинации, то есть способ, которым осуществляется замысел. В данном примере идея заключалась в жертве Чигориным ладьи, уничтожившей пешку g7— единственного телохранителя черного короля. 3. Цель комбинации —достижение выгоды для шахматиста, начавшего комбинацию. В данном примере цель была хотя и проста, но трудна: мат королю противника. А могли быть цели: выигрыш ферзя за ладью, достижение материального или позиционного перевеса, форсирование ничьей вечным шахом и т. п. Комбинации могут быть очень сложными и разветвленными. В отдельных вариантах могут сплетаться различные мотивы и идеи.
1. ... Kg4— f2+ Внешне мотив комбинации прост: отвлечение белого ферзя от защиты слона d3 и выигрыш качества. На самом деле мотив коренится гораздо глубже (настолько, что черные его не нашли!): в том, что белый король не имеет выхода с первой горизонтали. Для короля в сложной позиции не мешает, как любил говорить Алехин, «открывать форточку» ходом h2—h3 или g2—g3 после короткой рокировки белых или h7—h6 и g7—g6 после короткой рокировки черных. Через такую «форточку» король в случае необходимости может спастись. 2. Лf1 : f2 Cc5 : f2 Теперь после 3. Ф : f2 Л : d3 цель комбинации черных была бы достигнута: они выиграли бы ладью за слона. Но у белых в запасе был сильный с виду промежуточный ход. 3. Cd3—е4 Мотив этой встречной комбинации (точнее — контрудара) в том, что в случае отступления черного ферзя белые выигрывают одного из черных слонов, и начальная комбинация черных окажется опровергнутой (почему мастер на нее и не пошел). 3. ... Сb7—а6! Эффектный ход, ответ белых вынужден. 4. Фе2 : а6 Лd8—d1 + 5. Kg3— f1 Как будто все в порядке, мотив комбинации черных (незащищенность белого короля) на первый взгляд не оправдался. Но теперь следует гром среди ясного неба — «гвоздь» (или, как иногда говорят, вершина) всей этой сложной и далеко рассчитанной комбинации. 5. ... b6-55!! С двойной угрозой: дать мат после 6. Ф : с6 Л : f1 + или выиграть ладью и ферзя после 6. h3 Л : f1+ 7. Kph2 Ф : а6. Белые должны сдаться. Чтобы находить подобные, глубоко скрытые, сложные комбинации, надо воспитывать в себе «комбинационное зрение» и прежде всего запомнить мотивы и идеи нескольких десятков простейших, постоянно встречающихся в схожих позициях, типичных комбинаций. Они красивы и просты. Осуществляя типичную комбинацию, шахматист после двух-трех ходов получает материальное или позиционное преимущество, а зачастую дает мат королю противника. Изучение типичных комбинаций, обычно состоящих из одного форсированного варианта, столь же необходимо для начинающего шахматиста, как для начинающего математика — изучение таблицы умножения! Освоив типичные комбинации, начинающий шахматист тотчас станет их применять в игре, а затем научится создавать более сложные, уже чисто творческие комбинации. После установления мотива типичной комбинации начинается воплощение ее идеи, возглавляемой обычно эффектной жертвой пешки, качества, фигуры. Идеи комбинаций могут быть самые разные: разрушение пешечного прикрытия атакуемого короля, двойной удар, завлечение короля в матовую сеть, открытый шах и т. п. Часто идея комбинации заключается в выигрыше более ценной фигуры или в ином материальном достижении. Например жертвуется ферзь, а выигрываются ферзь и конь, как на диагр. 79. Иногда комбинация ведет не к выигрышу материала, а к подавляющему позиционному перевесу. Часто комбинацией можно добиться в худшем положении ничьей путем вечного шаха, или пата, или создания теоретически ничейной позиции. Если то или иное преимущество достигается форсированными ходами без жертв — это, как мы знаем уже, не комбинация, а маневр. Образцом типичного маневра является вечный шах на диагр. 45 и 46. Несколько типичных маневров приводятся здесь (вместе с типичными комбинациями), но чаще всего типичные маневры применяются в эндшпильных позициях и рассмотрены в соответствующей главе этой книги. В приводимых ниже примерных позициях первый ход (если особо не оговорено) делают белые, но, конечно, ту же комбинацию в схожих позициях могут осуществлять и черные. В комментариях к типичным комбинациям и маневрам указаны мотив и идея — «решение» поставленной задачи. Там, где мотив комбинации не определен, им является неудачное положение черного короля, находящегося под атакой или в окружении белых фигур. Цель комбинаций будет понятна читателю без слов. Силы противников на диаграммах приблизительно равны, или белый король тоже находится под угрозой. Это сделано для того, чтобы примеры были похожи на позиции практических партий. Там такая «боевая обстановка» стимулирует атакующего к поискам выигрывающей или ничейной комбинации и напоминает ему знаменитый лозунг, что «промедление — смерти подобно!», что делать бесцветные выжидательные ходы — нельзя! Приведенные комбинации и маневры, конечно, не исчерпывают всего их разнообразия в шахматной игре. Но основные идеи типичных комбинаций и маневров здесь приведены. Примерные позиции подобраны группами по идеям, то есть по способам достижения выигрыша или ничьей. Надо, однако, учитывать, что, хотя приведенная классификация идей общепринята в шахматной литературе, она очень условна и расплывчата, так как даже в типичной, простой комбинации могут, как вы убедитесь, объединяться две, а то и несколько идей. Шахматные идеи, подобно химическим элементам, очень редко встречаются в «химически чистом» виде! В шахматах теория естественно и органично связана с практикой. Поэтому идеи типичных комбинаций я часто иллюстрирую теми же идеями комбинаций, осуществленными в более замаскированной и утонченной форме известными шахматистами разных эпох, веков и стран. Иногда же, чтобы не повторяться, вместо многоходовой типичной комбинации даю ее блестящее практическое воплощение.
Начну обзор типичных комбинаций с простейшей идеи «устранение защиты», то есть ликвидации любой ценою фигур противника, препятствующих осуществлению мата. В позиции на диагр. 65 следует 1. Ф : f6!, и если 1 ... ef, то 2. Лg3+ Kph8 (Или 2 . . . Фg4 3. Л : g4-f) 3. С : f6X. В позиции на диагр. 66 проводится та же прямолинейная идея: 1. Л : f6! С : f6 2. Л : f6 gf 3. Ф : h6+ Kpg8 4. Фh7Х. Если бы черная ладья стояла не на f8, а, скажем, на е8, мат достигался бы иным заключительным типичным маневром: 4. Ch7+! Kph8 5. Cg6+!! Kpg8 6. Фh7+ Kpf8 7. Ф : f7 X. Теперь рассмотрим три позиции, в которых осуществлена старинная комбинация, именуемая «спертый мат», хотя правильнее ее было бы назвать — «замурование короля». Мотив этой комбинации. — использование стесненного положения черного короля, лишенного заветной «форточки». Но идеи трех приводимых комбинаций, способы достижения мата — различны. На диагр. 67 мат достигается путем жертвы белого ферзя, которая отвлекает его черного коллегу от охраны рокового пункта f7: 1. Ф : h7+ Ф :h7 2. Kf7X. Идея комбинации на диагр. 68 состоит в том, чтобы лишить черного короля последнего свободного соседнего поля g8. Мат достигается в четыре хода: 1. Kf7+ Kpg8 (Нельзя 1 . . . Л : f7 из-за 2. Ф : с8+) 2. Kh6++ Kph8 3. Фg8+!! Л : g8 4. Kf7X. Идея мата на диагр. 69 в том, чтобы парализовать черного ферзя, защищающего пункт f6, жертвой ладьи; 1- Л :g7+ Ф : g7 2. Kf6X. Теперь рассмотрим самую древнюю типичную комбинацию, найденную более тысячи лет назад рабом халифа Харун-ар-Рашида Наимом-аль-Хадимом. Мотив комбинации — опасное положение черного короля в сфере действия всех белых фигур. Идея комбинации — в блокировке полей, через которые черный король мог бы спастись от мата. Блокировка заключается (здесь и в других рассматриваемых далее комбинациях) в том, что атакующий остроумными ходами или жертвами вынуждает фигуры противника занять такие поля и пресечь возможность бегства их собственного короля. На диагр. 70 белые форсируют красивый мат в три хода: 1. Kg5+ Л : g5 2. Лf6+!! Кр : f6 3. Лd6Х. В позиции на диагр. 71 белые жертвой пешки блокируют единственное поле, которое доступно черному королю в случае шаха ферзем: 1. е7+! Ф : е7 2. Ф h8Х.На диагр. 72 у черного короля имеются два поля в запасе — g8 и g7. Белый ферзь двумя ходами отнимает оба: 1. Фf8+ Cg8 2. Фf6+!! С: f6 3. С: f6X.Как идея блокирования применяется в практической игре? В позиции на диагр. 73, взятой из партии знаменитого английского чемпиона прошлого века Блекберна, игравшего белыми, он так блокировал поля, окружающие черного короля: 1. b4+! С : Ь4 2. Сb6+!! ab 3. Ф : а8Х.Следующие два примера взяты из практики современных зарубежных шахматистов. В обеих приводимых на диагр. 74 и 75 позициях противники внезапно согласились на ничью! А как следовало продолжать, взяв за основу поисков комбинации идею блокировки полей?
В партии Штольц — Пильник (диагр. 74) — ход черных. После хода 1 . . . Л h3+ 2. Kpf4 черным невыгодно брать ферзя, так как их ферзь тоже под ударом ладьи g2. При шахе ладьей на h4 король возвращается на прежнее место — в исходную позицию.
Однако блокировкой поля f3 черные добивались эффектного мата: 1 . . . Лh3+ 2- Kpf4 Лf3+!! 3. Ф : f3 Фе5х.Более сложен путь к победе был в партии Ковач — Бенк (диагр. 75), где ход белых. Там следовало блокировать поле f7 путем 1. Лd8+! К : d8 2. Ф : d8+ Kph7 3. Kg5 + Kph6 4. К : f7+!! Ф : f7 (Или 4 . . . Kph7 5. Фh8Х) 5. Фh4+ Kpg6 6. Фh5Х.
Следующие комбинации посвящены идее «вилки», то есть одновременного нападения пешки (пешечная вилка) или коня (коневая вилка) на две фигуры противника. Мотивом этих типичных комбинаций является удаленность короля от фигуры того же цвета, или на одно поле по горизонтали, или на расстояние хода коня или возможность завлечь короля на такие дистанции. В позиции на диагр. 76 следует 1. Лg5+ С : g5 (Или 1 . . . Kpf6 2. е5+) 2. f5+.
Столь же прост выигрыш на диагр. 77: 1.Ф : f6+ Кр : 16 2. Ке4+ Кре5 3. К : с5.В следующих двух позициях идеи комбинаций получили более тонкое, остроумное воплощение. В позиции на диагр. 78 последовали две вилки подряд: 1. е5+ (пешечная вилка) 1 . . . Кр : е5 (Или1 . . .Ф :е5 2. Kg4+) 2. Кс4-|- (коневая вилка). В позиции на диагр. 79 белые сыграли 1. Ф : е6! и после 1 . . , Ф : е6 выиграли часто встречающимся приемом превращения пешки в коня: 2. f8K+ Kpg8 3. К : е6.
В позиции на диагр. 80 идея коневой вилки сочетается с идеей двойного удара (шах королю с нападением на ферзя): 1. Фd5+ Ф : d5 2. К : е7+ Kpf7 3. Ф :d5. В позиции на диагр. 81 конь не может ходить, так как он прикрывает короля. Такое положение называется «связкой». Идеи «двойного удара» и "связки" будут рассмотрены далее. Но, используя в позиции на диагр.81 ту же идею связки с последующей коневой вилкой, белые выигрывают: 1. Сb5! (связка ферзя) 1 . . .Ф : b5 2. Кс7+ Кре7 3. К : b5.
Красиво была применена идея коневой вилки в одной сеансовой партии Ласкера. В позиции на диагр. 82 он сыграл 1. Лс8+! Л : с8 2. Фа7+м Кр : а7 3. bсК+ Крb8 4. К : е7. Мотивом для проведения типичной комбинации или маневра является разъединенность фигур противника, их нецелесообразная разбросанность на доске. Тогда часто возникает идея «двойного удара». Простейший тип такой комбинации представлен на диагр. 83: 1. Л : f6 gf 2. Фg4+ Kpf8 3. Ф : d7. Интересно, что ход 1. Фg4 с той же угрозой не дает даже выигрыша качества, так как черные отвечают 1 . . . Фd8! (Но не 1 . . . Лd6? из-за 2. Ке4!) 2. Л : f6 Ф : f6 3. Ф : d7 Ф : сЗ. Позиция на диагр. 84 возникла в партии Тартаковер— Мизес. Белые сыграли 1. Лe7? А они могли выиграть одним ходом, применив типичный маневр 1. Фе5! с нападением на ладью a1, a в случае ее отступления решало 2. Фе8+ Л : е8 3. Л : а8Х.
Типичные комбинации о идеей двойного удара возникают даже в дебюте. Постоянно встречается в усложненной или упрощенной форме комбинация, примененная в партии № 6 Легаль — Керми. На диагр. 85 показана другая часто возникающая в схожих позициях типичная комбинация: 1. С : f6 С : f6 2. Фе4 (С угрозой мата на h7) 2 . . . g6 3. Ф : а8. Ход b7—b6, давший повод к комбинации, сам по себе не плох, но его надо делать после надлежащей подготовки.
На диагр. 86 и 87 приведены интересные позиции — идейные «близнецы», в которых был осуществлен одинаковый типичный маневр. Позиция на диагр. 86 возникла в партии Рагозин — Панов (чемпионат СССР 1940 г.). Черные сыграли 1 . . .Фе6!, после чего все тяжелые фигуры белых оказались под ударом. Белые сдались. На 2. Ф : с6 последовало бы 2. . . Л : d1+ 3. Kpg2 bc. Плохо и 2. Фе2 из-за 2 . . . Л.-d1+ 3. Ф : d1 Ф:b5. Позиция на диагр. 87 получилась в партии Багиров — Холмов (чемпионат СССР 1961 г.). Белые только что сыграли Лf1—e1?, рассчитывая на размен всех ладей. Однако последовало 1 . . . Л : e1+ (что и ожидали белые) 2. Л : e1 Ле2! (чего белые не ожидали!). Как и в предыдущей позиции, У ферзя нет хорошего поля для отступления, а размен ферзей ведет после 3. Ф : f6 Л : el+ к потере ладьи. Эффектные заключительные двойные удары нанесли чемпионы мира своим противникам в следующих примерах. В партии Грюн-фельд — Алехин (диагр. 88) последовал ход 1 . . . Фс4!, и три фигуры белых оказались под угрозой. Грюн-фельд, как писал Алехин, вместо потери фигуры или сдачи партии «предпочел быстрый конец»: 2. Ф : с4 Л : d1+ 3. Фf1 Cd4+ 4. Kphl Л: f1x.Еще красивей выиграл Ка-пабланка, играя черными, у Боголюбова. В позиции на диагр. 89 последовало 1 . . . К : d4! 2. cd Л8 : с5П, и если 3. dc, то 3 . . . Ф : с5 + 4. Kphl Л : c1.Часто встречаются позиции, где идеей типичной комбинации является освобождение поля для матующей фигуры.
В первых двух позициях выигрыш прост. На диагр. 90 следует 1. Кс5+ bc 2. а6 х. На диагр. 91 к мату ведет 1. Лb7+ Кр : h7 (Или 1 . . . К : h7) 2. Фg7x. Красивей достигается мат на диагр. 92: 1. Лс18!! с двумя вариантами— 1 . . . Л : d8 2. Фg7x или 1 . . . Л : с7 2. Л : f8x.Широко распространены типичные комбинации, идея которых заключается. во вскрытия линяй (горизонталей, вертикалей, диагоналей) для матующей фигуры.
В позиции на днагр. 93 мат достигается путем 1. Фh6+ gh (Или 1 . . . Сh7+ 2. Ф : h7X) 2. Cf6X; на диагр. 94 следует 1. Kg6+ hg 2. Jlh4x. В позиции на диагр. 95 черные после 1. Ке7+ вынуждены брать коня ферзем 1 . . . Ф : е7 2. Ф : е7, так как на 1 . . . Kph8 следует 2. Ф : h7+! Kp : h7 3. Лh3Х. Следующие две типичные комбинации часто встречаются в этих и схожих дебютных позициях. На диагр. 96 изображена старинная позиция, проанализированная 300 лет назад Греко. Белые выигрывают путем 1. С: h7+ Кр : h7 2. Kg5+ С : g5 (Или 2 . .. Kpg6 3. Фg4! f5 4. h5+ Kph6 5. Ке6+ Kph7 6. Ф : g7x или 2 . . . Kpg8 3. Фh5 с неизбежным матом) 3. hg+ Kpg8 4. Фh5 f5 5. g6 и 6. Фh8х.
В позиции на диагр. 97 выигрывает типичная комбинация 1 . . . С : h2+! 2. К : h2 Фh4, и белые должны вернуть тотчас коня, оставаясь без пешки при атакуемом короле, так как при отходе коня следует мат на h1.
В позиции из партии Штольц — Рихтер (диагр. 99) решающим оказалось вскрытие вертикалей «h» и «d» путем 1. g5! hg 2. de! Черные сдались, так как после 2 . . . Ф : d3 3. ef+ Kpf8 4. Фh8+ положение безнадежно.Эффектно закончил партию Усачий, игравший черными против Рубеля. В позиции на диагр. 100 последовало 1 . , . Ла1+2. Kpg2 Лg1+ 3. Kph3 Фh4+!! 4. gh g4X.В позиции на диаграмме из партии Бронштейн — Корч-ной (матч Москва — Ленинград, 1962 г.), черные соблазнились взять пешку, но она сыграла роль блеющей козы, заманившей тигра в ловушку. На 1 ... Ф : f3?? последовал ошеломляющий удар 2. Лh8+Крg6.3. Л : h6+!! Черные сдались. Явно плохо 3 . . . gh из-за 4. Фg8+ Kpf6 5. Фf8+ Кре6 6. Ф : f3. Теряется ферзь и после 3. . .Кр : hб 4. Фh8+ Kpg6 5. Фh5+ Kpf6 6. g5+! Если же черные не берут ладьи, то они получат мат после 3 . . . Kpf7 4. Фс7+ Kpg8 5. Фс8+ Kpf7 6. Фе6+ Kpf8 7. Лh8х.
Теперь рассмотрим, как в типичных комбинациях применяется идея открытого шаха. На диагр. 102 следует 1. Ф : g7+ Кр : g7 2. с4+ Kpg6 3. cd Kpf5 4. d6 Кре6 5. Ce5, и белые выигрывают, поскольку слон неприкосновенен (если его взять, пешка пройдет в ферзи). Простой, но красивый мат получается на диагр. 103 после 1. Фg7+! Кр : g7 2. Kf5++ Kpg8 3. Kh6x (Или 3. Ke7x). Столь же проста победа на диагр. 104: 1. Ф : а7+ Кр : а7 2. Cd6+ Фа4 3. Л : а4+ Ка5 4. Л : а5Х. Красиво использована идея открытого шаха в позиции на диагр. 105: 1. Ла8+! Крbб (Или 1 . . . Кр : а8 2. Фс8+ Кра7 3. Ф :b7х) 2. Фа5+!! Кр : а5 3. ab+Kpb5 4. b8Ф+ Крс5 5. Ла5+ Kpd4 6. Ф : f4+, после чего выигрыш достигается легко и на разные лады.
А вот два оригинальных случая использования открытого шаха в практической игре. В позиции на диагр. 106 игравший белыми Пилсбери ухитрился дать мат королю Мароци своим королем: 1.Фh6Ф:е5 (Если1... Лg8, то 2. Фf6+) 2. Ф : h7+!! Kp:h7 3. Kpg2x. В позиции на диагр. 107, взятой из партии Дюфрень — Гарвиц, игранной в прошлом веке, белые пожертвовали ферзя, лишь бы подготовить открытый шах: 1. Фе8!! Если Черные сыграли бы 1 . . . Л : е8, то после 2. f7+ Kph7 они остались бы без ладьи. Поэтому Гарвиц сразу сыграл 1 . . . Kph7, но все же после 2. f7 ему пришлось сдаться.
Родственной идее открытого шаха является идея открытого нападения. Вся разница между ними в том, что место короля занимает другая фигура (обычно ферзь или ладья). На диагр. 108 представлен простейший случай типичной комбинации, основанной на открытом нападении. Белые, играя 1. Cg5, открывают путь своему ферзю для нападения на ферзя противника и одновременно слоном угрожают ладье. Черным придется отступить ферзем в сторону, соглашаясь на потерю качества, так как при размене ферзей они потеряют целую ладью.
На диагр. 109 позиция, получившаяся в партии Капабланка — Россолимо (Париж, 1938 г.). Белые сыграли 1. Cd3, открывая этим ходом нападение своей ладье на ладью а8. Черные не могут ответить 1 . . . Л : a1 из-за 2. Лс8Х, а на 1 . . . Ле8 последовало бы 2. Л : е5! с той же угрозой. Поэтому Россолимо сдался.Часто встречается позиция, аналогичная изображенной на диагр. 110. Выводя ферзя на а5 после рокировки в разные стороны, надо всегда остерегаться подобной типичной комбинации: 1. К : d5 Ф : d2 2. К : е7+ Kph8 3. Л : d2. Даже если бы черная ладья не стояла на d8 и черный ферзь мог бы отступить назад вместо размена ферзей, все равно черные остались бы без пешки.
На диагр. 111 позиция из партии Алехин — Флор. Сыграв 1. Лс8, белые открыли диагональ своему ферзю, нападающему на черного ферзя, и совместили это с угрозой ладье противника. Черные сдались. На диагр. 112 выигрывает ферзя типичный маневр, сочетающийся с идеей открытого нападения: 1. Фg4 Cf6 (Или 1. . .g6) 2. Kh6+Kph8 3. Ф : d7. В позиции на диагр. 113 белые проводят типичную многоходовую комбинацию «мельница». Происхождение столь чуждого для шахмат названия вам станет ясно по окончании «решения»: l.Cf6!! Ф : h5 2. Л : g7+ Kph8 3. Л : f7+ Kpg8 4. Лg7+ Kph8 5. Л : с7+ Kpg8 6. Лg7+ Kph8 7. Л:b7+Кpg8 8. Лg7+ Kph8 9. Л : а7+ Kpg8 10. Лg7+ Kph8 11. Лg5^-Kph7 12. Л : h5 Kpg6 13. Ce5+ ЛЬ5 14. g4. Ладья «смолола» почти все фигуры и пешки черных! Одной из распространеннейших идей типичных комбинаций является' использование последней (или первой) горизонтали для мата. Мотивом этой идеи обычно является отсутствие «форточки» у атакуемого короля.
В позиции на диагр. 114 белые выигрывают ладью ходом 1.Ф : е7, так как белый ферзь неприкосновенен: 1. . . Л : е7? 2Лd8+ Ле8 3. Л : е8х. Та же идея проведена в несколько иной форме на диагр. 115: 1.Ф : с7 Ф : с7 2. Ла8+ Фс8 3. Л : с8 X.
![]() Теперь посмотрите, как оригинально идея мата на последней горизонтали использована в следующих примерах из практических партий. Чигорин, игравший белыми против Зноско-Боровского, (Киев, 1903 г.), в позиции на диагр. 116 так красиво заматовал черного короля: 1. Ке7+ Л8 : е7 (Если 1. . .Л2 : е7, то 2.Ф : е7 — по образцу типичной комбинации на диагр. 114) 2. Ла8+! Ле8 3.Фf8+!! Л : f8 4. Л : f8x.Позиция на диагр. 117 возникла в партии Зурахов— Поляк (чемпионат Украины 1952 г.). Белые заставили партнера сдаться ходом 1 .Фе7 х!! с неотразимой угрозой 2.(М8+Л : f8 3. Ф : f8x. На ход раньше достигается мат при ответе 1. . . Л : е7, а на 1. . . Л : f3 следует 2.Фg7x. Плохо и 1. . . Cd7 2. Ф : f7+.Излюбленной, органичной идеей типичных комбинаций прежних времен и теперешних начинающих шахматистов является разрушение пешечного прикрытия короля. В партиях современных гроссмейстеров и мастеров она встречается реже, чем раньше, так как искушенные опытом шахматисты стараются не допустить разгрома позиции рокировки. Однако в конце моей книги вы найдете немало партий, где король — гол, подобно королю из сказки Андерсена.
![]() На диагр. 118 следует 1. Л : b7+ Кр : b7 2. Л : а7+! К : а7 З.Фb6+ Крс8 4.Фс7х или 3. . .Кра8 4. Кс7 х . Если на 1. Л : b7 черные отвечают 1. . .Крс8, то 2. Лс7+ Крb8 3.Лb5+ Кра8 4. Л : а7+ К: а7 5.Кс7х.Позиция на диагр. 119 взята из партии Эм. Ласкер— Бауэр, 1889 г. Последним ходом черные взяли своим конем белого коня на b5, рассчитывая на ответ Ф : h5, после чего ходом f7—f5 атака была бы отражена. Но Ласкер сыграл иначе — красивее и сильнее: 1. С : h7+! Кр : h7 2.Ф : h5+ Kpg8 3. С : g7! Kp : g7 4. Фg4+ Kph7 5. Л3 е5 (Другого способа избежать мата нет) 6. Лh3+ Фh6 7. Л : h6+ Кр : h6 8. Фd7 Cf6 9. Ф : b7, и черные вскоре сдались.
![]() Очень распространенной идеей типичных комбинаций является завлечение атакуемого короля в матовую сеть, обычно жертвой или даже серией жертв.Сначала рассмотрим простейшие типичные комбинации, основанные на этой идее. На диагр. 120 белые отдают обе ладьи для создания матовой позиции: l. Kg5+ Kpg8 2. Лh8+ Kp :h8 3. Лh1+ Kpg8 4JIh8+! Kp : h8 5.Фh1 + ФЬ2 6. Ф : h2+ Kpg8 7.Фh7х. Эффектна и победа на диагр. 121: 1. JI:g7+! Kp : g7 2.Ch6+!! Kp : h6 (Или 2. . .Kpg8 З.Ф : f8x) Фg5x.В позиции на диагр. 122 король загоняется в матовую сеть так: 1.Ф : h8+ Kp : h8 2.Cf6+ Kpg8 (Или 2. . .Фg7) 3.Ле8 х.
Похожа на предыдущую комбинацию на диагр. 123: 1. Ф:л7+1! Kp:h7 2. ЛhЗ+ Kpg8 3. Лh8х.
|
|
|