Уголок шахматистаСамоучитель по игре в шахматы |
||
![]() ![]() |
||
ШАХМАТНЫЕ ЗАДАЧИ - 1Шахматные задачи — это искусственно созданные, придуманные позиции, в которых белые начинают и дают мат черному королю в обусловленное количество ходов (в два хода, в три, в четыре и т. п.). Обычно под задачами пишут кратко: «Мат в ... хода», подразумевая, что всегда начинают игру белые. Составители шахматных задач называются проблемистами, а составление шахматных задач и шахматных этюдов (см, стр. 168) — шахматной композицией. Выдающимися русскими проблемистами прошлого века были А. Д. Петров, о котором рассказано на стр. 247, и морской офицер И. С. Шумов, который составлял шахматные задачи, посвященные тому или иному событию или изображавшие расположением фигур какой-нибудь предмет. Ниже приводится задача Шумова, где белые фигуры расположены в виде сабли, нависшей над черным королем. Задачу эту он назвал «Дамоклов меч». Надо отметить, что некоторые белые фигуры и пешки в задаче Шумова не нужны для решения, а поставлены «для полноты картины». А в задачах все фигуры и пешки, как белые, так и черные, должны играть (подобно актерам в спектакле) определенную роль, участвуя в атаке или в защите черного короля — борясь между собой. И в некоторых других приводимых ниже старинных задачах много черных фигур тоже выступают в роли «статистов». Они не принимают участия в борьбе, а поставлены для того, чтобы создать на доске внешнее равенство сил и показать, что белый король тоже находится под угрозой мата. В задачах современных композиторов лишних, ненужных фигур не бывает. В начале текущего столетия славу в России и за рубежом завоевал сельский врач, А. В. Галицкий. Он составил около трех тысяч задач, печатавшихся в шахматных журналах всего мира. Десятки замечательных проблемистов выдвинулись в нашей стране за годы Советской власти: Л. И. Куббель, А. В. Немцов, А. П. Гуляев, Л. И. Лошинский, В. А. Брон, Л. И. Загоруйко и многие другие. Свыше тридцати советских композиторов задач и этюдов имеют звание «мастер спорта по шахматной композиции», и многие получили от ФИДЕ звания международных мастеров по композиции. Из зарубежных проблемистов знаменит во всем мире Самуэль Лойд (1841—1911 гг.), составивший сотни остроумных, головоломных задач. Некоторые из них приводятся далее. Любопытно, что Лойд был изобретателем нашумевшей в прошлом веке математической головоломки «Такен» в квадратной коробочке требуется разместить пятнадцать квадратиков в последовательности их номеров, используя для передвижения квадратиков свободное, шестнадцатое, место. Решать задачи очень полезно: это развивает комбинационную фантазию, вырабатывает привычку анализировать, воспитывает умение находить «тихие» сильные ходы — без явных угроз черному королю. «Чего ждет шахматист-практик от задачи? — спрашивает чемпион мира Ботвинник. — Во-первых, он ищет в ней ярко выраженную идею, напоминающую ему идеи практической партии; во-вторых, он хочет, чтобы идея эта была замаскированной и труднонаходимой, и, в-третьих, чтобы идея эта была художественно оформленной». Хорошая шахматная задача основана на оригинальном, необычном замысле. С виду кажется, что задачу решить нетрудно — напрашивающимися ходами, атакуя «в лоб» Решение задачи всегда единственное! В хорошей задаче не бывает, чтобы мат в указанное количество ходов достигался двумя способами или чтобы мат достигался в меньшее количество ходов. Поэтому ответные ходы черных при решении задачи надо выискивать такие, которые бы затрудняли белым достижение мата, а не облегчали им атаку. Надо делать за обе стороны лучшие, сильнейшие ходы! Ниже приводятся тридцать задач. Некоторые из них рассчитаны на начинающего или несильного шахматиста. Они просты по форме и по замыслу. Но над остальными придется потрудиться, и это принесет вам немалую пользу. Если не сможете решить задачу в один присест, не думайте, что в ней опечатка или ошибка, не смотрите решение в конце раздела, а отложите задачу в сторону и спустя несколько дней начните ее решать снова. Задачи подобраны такие, чтобы они, были близки к идеям практической игры, не были громоздки по форме (без большого количества фигур) и были по существу замысла доступны даже начинающему шахматисту, восхищая его красотой и неожиданностью решения. В основном здесь представлены классические композиции конца прошлого и начала текущего веков. Современные задачи представлены мало, так как хотя они содержательны и интересны, но слишком трудны для решения начинающим шахматистам. Решения задач приводятся на стр. 137.
|
|
|