Уголок шахматиста

Самоучитель по игре в шахматы

ГлавнаяВ раздел
 

ОДИНОКИЙ КОРОЛЬ ПРОТИВ ПРОХОДНЫХ ПЕШЕК, НЕ ПОДДЕРЖАННЫХ СВОИМ КОРОЛЕМ. ПРАВИЛО КВАДРАТА. ПРАВИЛО СЕМИ

Сначала рассмотрим позиции, в которых король сильнейшей стороны не принимает участия в борьбе. На диагр. 235 белая пешка стремится вперед. Высчитаем, сможет ли она пройти в ферзи или ее догонит и возьмет черный король. Все зависит от очереди хода! Предположим, что в этой позиции ход черных: 1. . .Kpf4 2. b5 Кре5 3. b6 Kpd6 4. b7 Крс7, и пешка выигрывается. При ходе белых: 1. Ь5 Kpf4 2. b6 Кре5 3. b7 Kpd6 4. b8Ф+. Черный король не успел догнать пешку, и белые, поставив ферзя, выигрывают.

Для того, чтобы сразу, без высчитывания ходов, точно определить, сможет ли король догнать проходную пешку, не пользующуюся поддержкой своего короля, существует правило квадрата, которое надо твердо запомнить. Одной стороной квадрата считаем путь, оставшийся пешке до ее превращения в ферзя (сюда входит и поле, на котором она находится).

На диаграмме пять полей: b4, b5, b6, b7, b8.

Отсчитываем такое же количество полей на горизонтали в сторону одинокого короля — строим квадрат (получившийся на диаграмме квадрат b4—b8—f8—-f4 очерчен линией). Если король при своем ходе вступит в квадрат, он догонит пешку, если нет, она пройдет в ферзи. На диаграмме черный король вне квадрата. Однако ходом 1. ..Kpf4 он входит в квадрат. При ходе белых 1. b5 позиция меняется, и надо строить новый квадрат, чтобы решить, сможет ли король догнать пешку (новый квадрат обозначен пунктиром). В него черный король не сможет попасть (после 1. . .Kpf4), и пешка проходит в ферзи.

Применяя правило квадрата в случае, если пешка находится в исходной позиции (белая — на второй, черная — на седьмой горизонтали), надо учитывать, что пешка может пойти сразу на два поля вперед — квадрат строится со стороной на одно поле короче. Например, на диагр. 236 квадрат образуется полями аб—al—fl—f6, но не а7— al—gl—g7. Если следует ход белых, то они, ставя короля на любое из трех полей f6, f5, f4, попадают в квадрат и догоняют пешку. Однако при первом ходе черных 1. . . а5 получается квадрат а5— a1—e1—е5 (на диаграмме обозначен пунктиром), недосягаемый для белого короля. Следовательно, черная пешка проходит в ферзи.

Из правила квадрата вытекает другое важное правило: две связанные пешки всегда выигрывают против одинокого короля. Даже если он сможет догнать их, он не в состоянии взять одну пешку, не пропустив другую в ферзи. Поставим на поле с3 на диагр. 235 еще одну белую пешку на с2. Предположим, что ход черных. Король попадает в квадрат и догоняет пешки, но они «неприкосновенны»! 1. . . Kpf4 2. b5 Кре5 3. b6 Kpd6 4. с4! (Грубой ошибкой было бы 4. b7?? из-за 4. . .Крс7) 4. . .Крс6 5. с5, и белые выигрывают: если король возьмет пешку с5, то выйдет из квадрата и пешка b6 ^-пройдет в ферзи. Черный король вынужден делать бесполезные ходы, пассивно тормозя продвижение пешек, а белый король беспрепятственно подходит к ним, как ледокол к застрявшим во льдах кораблям, и, оттесняя черного короля, проводит их в ферзи: 5. . .Крb7 6. Kpg2 Крс6 7. Kpf3 Kpb7 8. Кре4 Крсб 9. Kpd4 Kpd7 10. Kpd5 Kpd8 11. с6 Крс8 12. Kpd6 Kpb8 (12. . .Kpd8 13. b7) 13. Kpd7 Kpa8 14. c7, или 13. b7 Кра7 14. Крс7, или 13. с7+ Крс8 14. Кре7! (Но не 14. Крс6?? пат) 14. . .Крb7 15. Kpd8.

Если у сильнейшей стороны против одинокого короля действуют, две разъединенные пешки, то они иногда должны ждать подхода своего короля, а иногда могут пройти в ферзи и без его помощи.

Рассмотрим позицию на диагр. 237. Пешки далеко ушли от своего короля, а неприятельский король возле них. Но пока пешки на одной горизонтали, он не сможет их взять. Например, 1. . .Кра6 2. с6!, и нельзя 2. . .Кр : а5 из-за 3. с7. Или 1. . .Крс6 2. а6! Снова черный король вынужден топтаться около пешек, пока не подойдет их король и не проведет одну в ферзи.

Теперь рассмотрим эндшпиль на диагр. 238. Там пешки самостоятельно проходят в ферзи, без помощи своего короля и независимо от того, чей ход. Например, при ходе белых: 1. d5 Kpe5 2. h5! (Но не 2. d6?? Кр : d6 3. h5 Кре6—король в квадрате) 2. . . Кр : d5 3. h6 Кре6 (Король уже не может попасть в квадрат) 4. h7 Kpf7 5. h8Ф.

При ходе черных ничего, в сущности, не меняется: 1... Kpf5 2. h5 и т. д. или 1.. . Кре6 2. h5 Kpf6 3. d5.

Чтобы сразу решить, могут ли разъединенные пешки сами пройти в ферзи, без приближения своего короля, существует «правило семи» французского теоретика Ше-рона: пешки проходят в ферзи, если сумма числа полей, разъединяющих их, и цифра ряда, на котором они стоят, не меньше семи. Проверим это на примере. В позиции на диагр. 238 между пешками «d» и «h» — три поля, а стоят они в четвертой горизонтали. 3 + 4 = 7. Значит, они могут пройти в ферзи.

Сдвинем позицию на горизонталь ниже: с пешками d3 и hЗ при черном короле на f5. Между ними 3 поля, и они в третьей горизонтали. 3+3=6. Значит, они не пройдут без поддержки короля в ферзи. Проверим анализом: 1. h4? Kpg4 2. d4 Кр : h4 3. d5 Kpg5 (Король в квадрате...) 4. d6 Kpf6 5. d7 Kpe7 (... и догоняет пешку).

Знание правила семи очень помогает в практической игре. На диагр. 239 приведена позиция из партии Штольц— Нимцович, 1928 г. Последовало: 1. . Л4! 2. gf+ Kpd6!! (Ошибочно «напрашивающееся» 2. . .Кр : f4??, после чего белая пешка «b» первая проходит в ферзи и белые выигрывают) 3. а5 (Или 3. f5 g3 4. Kpe1 d3 5. f6 g2 6. Kpf2 d2 7. f7 g1Ф+ 8. Kp : g1 d1Ф+) 3. . .g3 4. аб Крс7! 5. Kpe2 d3+ 6. Kp : d3 g2 с легким выигрышем черных.

В. Панов. Первая книга шахматиста

 


  1. О шахматной игре (Введение)

  2. Краткая история шахматной игры

  3. Основные правила шахматной игры

  4. Первый совет начинающему

  5. Названия шахматных фигур и расстановка их на доске

  6. Цель и порядок игры

  7. Обозначение полей. Запись позиций и ходов

  8. Ходы шахматных фигур

  9. Ход ладьи

  10. Ход слона

  11. Ход ферзя

  12. Ход коня

  13. Ход короля

  14. Ход пешки и ее превращение в любую другую фигуру того же цвета

  15. Рокировка

  16. Сравнительная сила фигур

  17. Шах. Вскрытый шах. Двойной шах. Мат

  18. Сдача партии. Пат. Вечный шах. Ничья

  19. Как записать партию и читать шахматные книги

  20. Примерные партии

  21. Как дать мат одинокому королю

  22. Мат ферзем

  23. Мат ладьей

  24. Мат двумя слонами

  25. Спортивные правила и советская спортивная этика

  26. Устаревшие и несуществующие «правила»

  27. Комбинационная и позиционная игра. Основные понятия

  28. Типичные комбинации и поучительные примеры из практических партий с комментариями 1 2 3

  29. Шахматные задачи 1 2 3

  30. Решение задач

  31. Эндшпиль и типичные окончания

  32. Одинокий король против проходных пешек, не поддержанных своим королем. Правило квадрата. Правило семи

  33. Король и пешка против короля

  34. Ферзь против пешки

  35. Ладья и пешка против ладьи

  36. Ферзь против ладьи

  37. Избранные эндшпильные позиции

  38. Другие окончания

  39. Шахматные этюды

  40. Задачи и этюды, которые решал Ленин

  41. Решение шахматных этюдов

  42. Решения из раздела «Задачи и этюд, которые решал Ленин»

  43. Цветы шахматного юмора


© 2008 Уголок шахматиста