Уголок шахматистаСамоучитель по игре в шахматы |
||
![]() ![]() |
||
ФЕРЗЬ ПРОТИВ ПЕШКИЧасто у партнеров остается по одной пешке. Один успевает провести пешку в ферзи, а второй доводит свою пешку до предпоследней горизонтали. Чтобы достичь победы в таком эндшпиле, сильнейшая сторона должна, препятствуя ферзем продвижению пешки противника, приближать к ней собственного короля. Разумеется, если пешка находится еще дальше от последней горизонтали, выигрыш проще.
На диагр. 254 изображена типичная позиция. Белые маневрами ферзя выигрывают темпы для приближения своего короля: 1. Фе7+ Kpf2 2. Фd6 Кре2 3. Фе5+ Крf1 4. Фd4 Кре2 5. Фе4+ Kpfl 6. Фd3+ Kpel 7. Фе3+ Kpd1 (Иначе теряется пешка. Первая серия шахов для выигрыша одного темпа закончена) 8. Кре5 (Король приблизился на одно поле!) 8 . . . Крс2 9. Фе2 Kpc1 10. Фс4+ Крb2 11. Фd3 Крс1 12. Фс3 + Kpd1 13. Кре4 (Используя второй выигранный темп!) 13 . . . Кре2 14. Фе3+ Kpd1 15. Kpd3 Kpcl "16. Ф : d2+ и белые выигрывают. Необходимые для победы выигрыши темпа достигались только потому, что король слабейшей стороны, защищая пешку, был вынужден становиться перед ней, давая возможность приблизиться королю противника. При слоновой же пешке (см. диагр. 255), дошедшей до второй (седьмой) горизонтали, слабейшая сторона добилась бы ничьей, так как король не обязан защищать пешку: 1. Фg4+ Kph1 2. сf3+ Kpg1 3. Фg3+ Kph1!, и если ферзь берет пешку, то пат! При ладейной пешке, дошедшей до предпоследней горизонтали (седьмой или второй), как на диагр. 256, выигрыш обычно невозможен потому, что король слабейшей стороны, становясь перед пешкой, стремится к пату: 1. ФhЗ Kpgl 2. Фg3+ Kph1 3. Kpg7. Пат.
Однако, если король сильнейшей стороны находится поблизости от короля противника, выигрыш иногда возможен и при ладейной пешке. На диагр. 257 белые добиваются победы после превращения пешки в ферзя: 1. Фh3 Kpgl 2. Фg3+ Kphl 3. Фе1 +! Kpg2 4. Фе2+ Kpgl 5. Kpf4!! h1Ф 6. Kpg3, и на следующем ходу белые дают мат или берут «новорожденного» ферзя. Если у слабейшей стороны, кроме ладейной пешки, имеется еще одна — в центре или на другом фланге, это часто дает возможность сильнейшей стороне добиться победы. Например, на диагр. 258 следует: 1. Фе4+ Kpg1 2. Фg4+ Kpf2 3. ФhЗ Kpg1 4. Фg3+ Kphl 5. Фf2! a2 6. Фf1Х. Интересно, что белые выигрывают и в других аналогичных позициях, за исключением того случая, если ферзь стоит на g7. Тогда он не может загнать черного короля в угол: 1. Фb7+ Kpgl 2. Фb1+ Kpg2 3. Фe4+Kpg3!! 4. Фh1 (Если бы не было пешки а3, этот ход повел бы к выигрышу белых, после приближения их короля) 4 . . . а2! 5. Крb7 а1Ф! 6. Ф : a1 Kpg2. Ничья! |
|
|