Уголок шахматиста

Самоучитель по игре в шахматы

ГлавнаяВ раздел
 

ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ

В практике опытных шахматистов окончание ферзь против ладьи встречается очень редко, так как при наличии у противника такого большого перевеса слабейшая сторона обычно сдает партию задолго до перехода в эндшпиль.

В партиях же начинающих шахматистов этот эндшпиль встречается чаще, и достижение в нем победы требует точной игры. Выигрыш далеко не прост. Способ достижения победы таков: король и ферзь оттесняют неприятельские фигуры к краю доски, а затем вынуждается положение цугцванга, то есть необходимость для слабейшей стороны сделать проигрывающий ход, а именно: отвести ладью далеко от ее короля, после чего ферзь двойным нападением на короля и на ладью противника выигрывает последнюю.

Однако, приближая своего короля к королю противника, следует опасаться ничейных комбинаций, связанных с жертвой ладьи для создания пата.

Иногда одним неосторожным ходом короля или ферзя можно получить позицию, где ничья неизбежна. Например, в положении: белые Крh1, Фе6, черные Kpf8, Лg7 — черные при своем ходе легко добиваются ничьей, давая шахи по вертикалям «f», «g» и «h». Если же король уходит на вертикаль «е», то черные ходом Ле7 выигрывают ферзя, а если белый король дойдет до поля h6 и в ответ на ход Лh7+! возьмет ладью, то получится пат.

Чтобы понять, как надо добиваться выигрыша в эндшпиле ферзь против ладьи, рассмотрим положение на диагр. 266. Сначала осторожно приближаем короля: 1. Крb2 Лf2+ 2. Крс3 Лf4 3. Kpd3 Лd4+ 4. Кре3 Лd5 5. Фh2+ Kpf5 6. Фf4+ Кре6 7. Кре4 Ла6 8. Фf5+ Kpe7 9. Кре5 Лd7 10. Фf6+ Kpe8 11. Фh8+! (Ошибочно было бы 11. Кре6? из-за 11 . . . Ла6+) 11 . . . Кре7 12. Фh7+ Кре8 13. Фg8+ Kpe7 14. Фс8!

Теперь ладья вынуждена покинуть, своего короля и при любом ее ходе белый ферзь после ряда шахов выигрывает ладью или черный король получает мат. Возможны такие варианты:

14 . . . Лd8 15. Фе6+ Kpf8 16. Kpf6;

14 . . . Ла7 15. Фс5+;

14 . . . ЛdЗ 15. Фе6+ Kpd8 16. Фg8+ Кре7 17. Фh7+ и 18. Ф : d3;

14 . . . Л62 15. Фс5+ Кре8 16. Фb5+ Kpf7 17. Фс4+ Kpg7 (Если 17 . . . Кре8, то 18. Kpe6! Kpd8 19. Фb5! Крс8 20. Фс5+) 18. Фg4+ Крh7 19. Фh5+ Kpg7 20. Фg5+;

14 . . . Лd1 15. Фс5+ Kpd7 16. Фb5+ Kpd8 17. Фа5+ Крс8 18. Фс3+ Kpd7 19. Фb4! (Вот в таких «тихих» ходах и проявляется умение шахматиста!) 19 . . . Крс8 20. Фс4+ Kpd8 21. Кре6! Ле1 + 22. Kpd6 Лdl+ 23. Кре6 Лd2 24. Фс5, и черные теряют ладью или получают мат: 24 . . . Ле2 25. Фf8+ Ле8 26. Фd6+.

Если у слабейшей стороны, кроме ладьи, есть еще и пешка, выигрыш королем и ферзем, конечно, гораздо труднее и часто вообще невозможен. Например, в позиции на диагр. 267 ничья: ладья ходит с поля сб на е6, а король вертится около поля d8. Белый король не может прорваться к пешке.

Однако в схожей позиции при ладейной пешке (белые Kph5, Фf3, черные Крh8, Лg6, п. h7) при ходе белых победа достигается сразу: 1. Фf8+ Лg8 2. Фf6+ Лg7 3. Kph6 Kpg8 4. Ф : g7X. Нои при ходе черных они проигрывают, так как, борясь против указанной угрозы, рано или поздно вынуждены будут отдать пешку.

Если одна из центральных пешек («е» или «d») пошла на одно или на два поля, как на диагр. 268, белый ферзь прорывается в тыл и тонкими маневрами создает позицию цугцванга, после чего белый король проникает к пешке. Но для начинающего такой эндшпиль исключительно труден.

При ладейных и коневых черных пешках, находящихся на шестой (белые — на третьей) горизонталях и поддержанных королем, слабейшая сторона обычно добивается ничьей.

В. Панов. Первая книга шахматиста

 

  1. О шахматной игре (Введение)

  2. Краткая история шахматной игры

  3. Основные правила шахматной игры

  4. Первый совет начинающему

  5. Названия шахматных фигур и расстановка их на доске

  6. Цель и порядок игры

  7. Обозначение полей. Запись позиций и ходов

  8. Ходы шахматных фигур

  9. Ход ладьи

  10. Ход слона

  11. Ход ферзя

  12. Ход коня

  13. Ход короля

  14. Ход пешки и ее превращение в любую другую фигуру того же цвета

  15. Рокировка

  16. Сравнительная сила фигур

  17. Шах. Вскрытый шах. Двойной шах. Мат

  18. Сдача партии. Пат. Вечный шах. Ничья

  19. Как записать партию и читать шахматные книги

  20. Примерные партии

  21. Как дать мат одинокому королю

  22. Мат ферзем

  23. Мат ладьей

  24. Мат двумя слонами

  25. Спортивные правила и советская спортивная этика

  26. Устаревшие и несуществующие «правила»

  27. Комбинационная и позиционная игра. Основные понятия

  28. Типичные комбинации и поучительные примеры из практических партий с комментариями 1 2 3

  29. Шахматные задачи 1 2 3

  30. Решение задач

  31. Эндшпиль и типичные окончания

  32. Одинокий король против проходных пешек, не поддержанных своим королем. Правило квадрата. Правило семи

  33. Король и пешка против короля

  34. Ферзь против пешки

  35. Ладья и пешка против ладьи

  36. Ферзь против ладьи

  37. Избранные эндшпильные позиции

  38. Другие окончания

  39. Шахматные этюды

  40. Задачи и этюды, которые решал Ленин

  41. Решение шахматных этюдов

  42. Решения из раздела «Задачи и этюд, которые решал Ленин»

  43. Цветы шахматного юмора

 
© 2008 Уголок шахматиста