Уголок шахматистаСамоучитель по игре в шахматы |
||
![]() ![]() |
||
ШАХМАТНЫЕ ЭТЮДЫШахматными этюдами называются искусственно созданные, придуманные позиции, в которых всегда начинают белые. Они, согласно заданию, или выигрывают, или добиваются ничьей. В противоположность задачам количество ходов решения в этюде не обусловлено. Есть и другая разница. В задачах, как мы видели, подавляющий материальный перевес всегда у белых. В этюде же силы сторон или внешне равны, или даже перевес у черных. Поэтому этюды живо напоминают позиции практической игры, и решать их очень полезно. Благодаря решению этюдов развивается техника анализа, шахматист глубоко вникает в законы эндшпиля, повышает мастерство игры в так называемых простых, малофигурных позициях. На самом деле, эти «простые» позиции, где требуется абсолютная точность расчета вариантов, иногда труднее самых сложных, многофигурных положений. Под этюдами, подразумевая начальный ход белых, пишут кратко: «Выигрыш», «Ничья». Составители шахматных этюдов называются этюдистами. Составление этюдов наравне с задачами входит в область шахматной композиции. Из старых русских мастеров этюда широко известны братья В. и М. Платовы, Л. И. Куббель и А. А. Троицкий, составивший более тысячи этюдов, обошедших шахматную печать всего мира. За заслуги в области шахматной композиции Советское правительство в 1928 г. присвоило Алексею Алексеевичу Троицкому звание «Заслуженный деятель искусств». Замечательным композитором очень сложных и трудных для решения пешечных этюдов был мастер Н. Д. Григорьев. За годы Советской власти выдвинулось новое поколение выдающихся советских этюдистов: В.А. Корольков, В. А. Брон, А. П. Гуляев, А. П. Казанцев, Г. М. Кас-парян, С. М. Либуркин и многие другие. Интересно, что Куббель, Брон и Гуляев известны и как шахматные проблемисты — составители задач. Вышедшая в 1934 г. книга А. Гербстмана «Шахматный этюд в СССР», содержавшая избранные этюды автора и других советских композиторов, была немедленно переиздана за границей. На ее переплете было вытиснено факсимиле Макса Эйве: «Триумф славянского гения в шахматных этюдах». А в предисловии к заграничному изданию чемпион мира Алехин писал: «Дух Михаила Ивановича Чигорина продолжает жить в его молодых последователях. И в области шахматной композиции молодые русские мастера продолжают дело своих предшественников с новым блеском. Этот сборник был в течение нескольких месяцев моей настольной книгой». Конечно, за минувшие с тех пор тридцать лет советские этюдисты еще более обогатили золотой фонд мировой шахматной композиции. Из зарубежных этюдистов-классиков наиболее известны составлявшие вместе этюды немцы Клинг и Горвиц, француз Г. Ринк, чешские гроссмейстеры О. Дурас и Р. Рети и др. Ниже я привожу тридцать классических этюдов, подобранных так, что они по своим идеям доступны даже начинающим шахматистам и являются ценным учебным пособием к разделу эндшпиля. Расположены этюды по возрастающей трудности решения. При анализе их надо, как и в задачах, выискивать лучшие, сильнейшие ходы не только за белых, но и за черных и не прельщаться «очевидным», бросающимся в глаза «решением», которое обычно является ложным следом. Сравнительно мало представлены здесь современные этюдисты, поскольку их произведения хотя очень интересны, но крайне трудны. Решения этюдов даны на стр. 180—183. Этюд, составленный 700 лет назад Диагр. 282, Выигрыш Дж. Полерио (1590 г.) Диагр. 283. Выигрыш
|
|
|