Уголок шахматиста

Самоучитель по игре в шахматы

ГлавнаяВ раздел
 

ЦЕЛЬ И ПОРЯДОК ИГРЫ

Король является главной фигурой каждой стороны. Цель шахматной борьбы заключается в том, чтобы дать мат королю противника, довести его до гибели. Отсюда пошло и само название игры: шах—царь, король, мат — умер. Следовательно, шахматы — смерть королю противника!

При мате королю партия считается оконченной и победителем признается тот партнер из играющих, чьими фигурами был сделан (или «дан») мат королю противника. Если ни тому, ни другому партнеру не удается сделать мата, партия признается закончившейся вничью.

Игра заключается в том, что партнеры поочередно делают ходы, т. е. передвигают ту или иную фигуру с одного поля на другое, согласно особым для каждой фигуры правилам. Говоря о фигуре, мы пока имеем в виду любую шахматную фигуру—от короля до пешки включительно.

Каждым ходом можно передвинуть лишь одну фигуру одного цвета. Единственным исключением из этого правила является рокировка, при которой две фигуры делают совместный ход.

Начинают партию всегда белые. Кому из противников играть белыми, устанавливается жребием (например, вы зажимаете за спиной в кулаки белую и черную пешки и предлагаете партнеру выбор). При каждой очередной, новой партии противники меняются цветом фигур, т. е. партнер, игравший белыми, следующую партию играет черными. В шахматных турнирах для определения, с каким именно противником и фигурами какого цвета играть, применяются специальные таблицы.

За первым ходом белых следует первый ход черных, . затем снова — второй ход белых и второй ход черных и так далее — до окончания партии. Стало быть, ход белых и ход черных имеют один номер.

Делать два хода подряд ни та ни другая сторона — ни белые, ни черные — не имеет права.

Кроме коня, ни одна фигура не может перепрыгивать (быть перенесенной) через поле, на котором находится своя или неприятельская фигура.

На каждом поле может находиться только одна фигура.

Если фигура, делающая ход, на своем пути встречает неприятельскую (т. е. фигуру иного цвета), она может взять (побить) эту фигуру. Взятие производится так: снимается с доски фигура противника и на ее место ставится своя фигура, делающая ход. Взятие фигур не обязательно (в противоположность шашечной игре, где шашка обязана при первой возможности бить шашку другого цвета).

В. Панов. Первая книга шахматиста

 


  1. О шахматной игре (Введение)

  2. Краткая история шахматной игры

  3. Основные правила шахматной игры

  4. Первый совет начинающему

  5. Названия шахматных фигур и расстановка их на доске

  6. Цель и порядок игры

  7. Обозначение полей. Запись позиций и ходов

  8. Ходы шахматных фигур

  9. Ход ладьи

  10. Ход слона

  11. Ход ферзя

  12. Ход коня

  13. Ход короля

  14. Ход пешки и ее превращение в любую другую фигуру того же цвета

  15. Рокировка

  16. Сравнительная сила фигур

  17. Шах. Вскрытый шах. Двойной шах. Мат

  18. Сдача партии. Пат. Вечный шах. Ничья

  19. Как записать партию и читать шахматные книги

  20. Примерные партии

  21. Как дать мат одинокому королю

  22. Мат ферзем

  23. Мат ладьей

  24. Мат двумя слонами

  25. Спортивные правила и советская спортивная этика

  26. Устаревшие и несуществующие «правила»

  27. Комбинационная и позиционная игра. Основные понятия

  28. Типичные комбинации и поучительные примеры из практических партий с комментариями 1 2 3

  29. Шахматные задачи 1 2 3

  30. Решение задач

  31. Эндшпиль и типичные окончания

  32. Одинокий король против проходных пешек, не поддержанных своим королем. Правило квадрата. Правило семи

  33. Король и пешка против короля

  34. Ферзь против пешки

  35. Ладья и пешка против ладьи

  36. Ферзь против ладьи

  37. Избранные эндшпильные позиции

  38. Другие окончания

  39. Шахматные этюды

  40. Задачи и этюды, которые решал Ленин

  41. Решение шахматных этюдов

  42. Решения из раздела «Задачи и этюд, которые решал Ленин»

  43. Цветы шахматного юмора

  
© 2008 Уголок шахматиста